Осторожно, дорога

 

Особенности дорожного полотна.

Дороги бывают разными, причем далеко не всегда свежее асфальтированными. Чаще всего состояние дорог оставляет желать лучшего. И оно, это состояние, к тому же порой усугубляется различными погодными условиями, как-то: дождем, снегом – в результате которых появляются бездонные на вид лужи и коварный гололед. Не говоря уж о том, что частенько хочется, или просто бывает надо, съездить в лес, на реку, в сад, в деревню к бабушке и прочие места, дороги к которым образуются самостоятельно с течением времени, и как следствие имеют множество различных препятствий.

Грязь.

Если приходится двигаться в каше, когда колеса глубоко в грязи, но машина не буксует, перед колесами образуются валики. При этом почти вся энергия двигателя тратится на то, что колеса толкают перед собой эти валики. Энергия двигателя заканчивается, частота вращения коленчатого вала двигателя и скорость автомобиля снижаются, в трансмиссии возникают рывки, автомобиль глохнет.

В этом случае было бы не плохо максимально облегчить автомобиль: высадить всех, снять груз. Потом необходимо плавно отъехать назад и разогнавшись, также плавно проехать препятствие.

Если машина застряла. Тут уж почти каждый знает, что автомобиль можно вытащить, синхронно его раскачивая. При этом возрастает амплитуда движений, и препятствие, в конце концов, благополучно преодолевается.

Такого же результата можно достичь, если синхронно с раскачиванием автомобиля переключать первую и заднюю скорости, «подталкивая» его двигателем. Только не стоит этого делать на машине с автоматической коробкой передач, после перевода рукоятки селектора “автомату” необходимо некоторое время, чтобы включиться, а период собственных колебаний застрявшей машины редко превышает секунду.

Часто чтобы выбраться из глубокой колеи бывает достаточно повернуть прямо передние колеса. Иногда бывает необходимо, помимо этого, прокопать пологий выезд спереди или сзади по ходу движения автомобиля.

Грунт, песок, снег.

Некоторые труднопроходимые участки можно проскочить с ходу. Ведь чем больше инерция автомобиля, чем выше частота вращения коленчатого вала двигателя и ниже передача, тем большее сопротивление может преодолевать автомобиль. Лучше при этом предварительно по колее уложить все, что попадется под руку: доски, ветки, камни.

Ну а если уж выбраться самостоятельно не предоставляется возможным, лучше, чтобы не повредить автомобиль, использовать буксир, лебедку или домкрат.

Также для прохождения сложных участков могут пригодиться различные цепи, скобы, браслеты, металлические сетки.

Преодолевая трудный участок, лучше не трогать педаль сцепления, чтобы не появилась причина остановки. Если же без сцепления никак, обращаться с педалью нужно плавно и осторожно.

Глубокая колея.

Толкать или брать на буксир автомобиль, осевший на мост или днище – издевательство над машиной. Эти действия могут привести к повреждению узлов и деталей, расположенных под днищем. Когда колея слишком глубока на длинном отрезке пути, стараются, чтобы она оставалась между колесами. Чтобы не съехать с гребней в глубокую колею, лучше, когда колеса одной стороны будут на колее, а другой — на обочине. Но это советы, как не попасть в бедственное положение, в случае же, если автомобиль все-таки сел на дно, то здесь многое зависит от конкретных дорожных условий. Чаще всего целесообразно подать автомобиль назад. Если не получается, надо попытаться поднять его с помощью домкрата и убрать «лишнюю» землю. Только в одном случае домкрат можно заменить буксиром без риска повредить автомобиль, когда передние колеса попали в ров или яму. Тогда торец бревна или связанные буквой X две жерди подставляют под буксирный трос, наклонив их в сторону автомобиля. При натяжении троса передняя часть приподнимется и автомобиль продвинется вперед.

Вода.

По воде нужно двигаться медленно. Неприятности могут начаться, если вода зальет прерыватель-распределитель и катушку зажигания, свечи или еще хуже — попадет в выхлопную трубу. Если двигатель замер по вине распределителя, свечей или катушки, их можно вскрыть, вывернуть и протереть или обдуть струей сжатого воздуха из насоса. Остановившийся в воде двигатель с залитой выхлопной трубой глушителя пускать бесполезно. Надо вытащить автомобиль на берег и удалить из трубы воду, въехав на пригорок.

Вода может попасть во впускной коллектор, а оттуда и до цилиндров. Бывает, что двигатель (если обороты невысоки) может просто остановиться. Попробуйте пустить его стартером. Если не получается, выверните свечи и проверните коленчатый вал. Вода выйдет из цилиндров через отверстия, и двигатель можно пустить. Если возник стук в блоке, значит, повреждены шатуны и мотор нужно немедленно остановить.

Проехав по воде, уровень которой достигает тормозных барабанов, необходимо обязательно просушить тормоза. Для этого надо немного натянуть рычаг ручного тормоза.

Щебень и гравий, нанесенные как покрытие дорог, называемых улучшенными грунтовыми, попадая в канавки протектора шины, вылетают оттуда со скоростью снарядов. Траектории полета этих камней непредсказуемы. Они ранят пешеходов, разбивают стекла автомобилей, оставляют вмятины на кузовах. Камни опасны и тем, что на них возможен занос, и тем, что могут разбить стекла, и тем, что наносят повреждения окраске, которые позднее превратятся в пятна ржавчины.

На таких участках снижайте скорость движения, не обгоняйте, держите максимальную дистанцию, сторонитесь всех машин, особенно встречных.

   Если встречные водители не снижают скорости, то принимайте правее и сбрасывайте «газ», чтобы своей скоростью не увеличивать энергию удара камней.

   На закруглениях, где камни в основном летят вбок, проходите как можно ближе к обгоняемому или встречному автомобилю. Камни, не успевая подняться до стекол, будут ударяться в кузов и колеса.

Грунтовка.

По грунтовым дорогам вести машину несложно, если они сухие. Качество таких дорог зависит от почвы и климата. В жаркое время сухие грунтовые дороги сильно пылят при проезде автомобилей, что ухудшает видимость. Весной и осенью грунтовые дороги часто разрушаются влагой. В низких местах образуются ухабы, выбоины, глубокие колеи, заполненные водой. Большинство грунтов при увлажнении размягчаются, продавливаются колесами, что вызывает образование колеи, возрастание сопротивления качению колес и ухудшение их сцепления с дорогой. На песчаных участках глубокий песок расступается от вращения колес и оказывает сопротивление движению автомобиля. Сухие песчаные участки преодолеть трудно или вообще невозможно, влажные плотнее и держат лучше, но недолго: глубокий песок может «засосать» колеса стоящего автомобиля.

На мокрой грунтовой дороге земля или глина налипают на колеса, забивая протектор, что ухудшает сцепление колес с дорогой. Ведущие колеса буксуют или скользят, возможно сползание автомобиля с дороги. Если есть колея, лучше ехать по ней, но если она слишком глубока, пропускайте ее между колесами. На особо трудных участках придется использовать ветки, камни, доски. Не допускайте буксования колес — это бесполезный перерасход топлива. В таких случаях пересаживайте пассажиров в салоне для равномерной загрузки колес или высаживайте их, чтобы облегченный автомобиль выбрался с плохого участка. Конечно, лучше всего надевать на ведущие колеса цепи противоскольжения, но для этого нужно не забывать брать их с собой в дорогу.

   На мокрых или мягких грунтовых дорогах выдерживайте равномерность и непрерывность тяги. Находи для проезда такие места, которые размокли неглубоко — грунт под грязью может быть твердым. Короткие участки с мягким грунтом проходите с разгона.

В лужах на грунтовых дорогах под водой могут быть камни или ямы. Поэтому проверяйте, насколько глубоки лужи и нет ли в них сюрпризов.

При застревании автомобиля выводите его с помощью раскачки, плавными рывками с быстрым переключением передач переднего и заднего хода. Если вывести автомобиль не удается, лопатой сделайте пологий выезд для колес, под ведущие колеса подложите подручные материалы для улучшения сцепления. При возможности попросите людей вытолкнуть машину, помогая им раскачкой. Конечно, проще всего это сделать с помощью другого автомобиля. В этом случае нужно натянуть трос, в затем плавно, без рывков вытаскивать застрявшую машину.

Для извлечения застрявшей машины колеса вывешивают при помощи домкрата и подкладывают под них доски, камни, хворост. Колеса легкового автомобиля можно вывесить, используя ствол срубленного дерева, как рычаг.

Автомобиль, оборудованный лебедкой, вытаскивают, используя упор, которым может служить дерево, вкопанное в грунт бревно или вбитый в грунт лом.

При отсутствии лебедки ею может стать ведущее колесо, если трос достаточно длинный.

   На длинном подъеме с влажным грунтом двигайся без переключения передач и остановок. В крайнем случае, если придется переключать передачи, делайте это быстро, чтобы автомобиль не потерял скорости.

   На спусках двигайся на пониженной передаче, тормозя двигателем и периодически притормаживая ножным тормозом. Осторожно работайте рулем, так как на спусках нагрузка на задние колеса уменьшается и автомобиль менее устойчив. Не выключайте двигатель или сцепление на крутых спусках — иначе не сможете сделать экстренного маневра.

По косогору проезжайте при сухом фунте на пониженной передаче, приготовившись повернуть руль в сторону уклона при возникновении крена.

На лесных дорогах уклоняйтесь от коряг, чтобы не повредить шины, детали рулевого управления и тормозов.

Мокрая дорога.

Скользко бывает и на льду, и на мокрой дороге, особенно в начале дождя, когда на проезжей части образуется смазка из воды и пыли, и на дороге, влажной от тумана, и на покрытии с пятнами расплавленного гудрона, и на мокром деревянном настиле моста, и на сырых листьях, попавших на дорогу. На траве, особенно мокрой, машину заносит, как на льду.

На некоторых дорогах в течение одного дня можно встретить, в зависимости от профиля местности и сезона, все возможные осложнения, и по нескольку раз. Таковы дороги в Югославии, Австрии, Швейцарии. Прекрасная сухая дорога становится в низине влажной или скользкой, на взгорке — обледенелой, вблизи леса — покрытой мокрыми листьями, на деревянном мостике — скользкой, не говоря уже о дожде или снеге.

Белый пластик, которым наносят разметку на дорогах, во время дождя очень скользок, и на нем машину может занести. Если нужно маневрировать на такой разметке, сбрасывайте скорость. Короткий мокрый участок преодолевайте без изменения режима движения.

На скользкой трассе значительно уменьшается сила сцепления шин с дорогой, увеличивается тормозной путь, появляется опасность блокирования колес и заноса. Высокие скорости недопустимы, дистанция должна быть увеличена не менее чем в два раза. Даже новые шины с подходящим рисунком протектора не могут обеспечить удовлетворительного сцепления со скользкой дорогой, и особенно надеяться на них не следует.

Перед выездом в гололед проверяйте давление воздуха в шинах и износ протектора. Давление воздуха должно соответствовать норме, а рисунок протектора иметь одинаковый износ на всех шинах. На свободном участке тормозите, проверяя, все ли колеса одновременно начинают торможение. Оцени длину тормозного пути и устойчивость автомобиля к заносу. Степень скользкости опробуйте резкой подачей «газа», торможением или резким поворотом руля. Если автомобиль слушается, то сцепление с дорогой удовлетворительное. Если же он не откликается на поворот руля, буксует при резкой подаче «газа» или юзит при торможении — дорога опасна, и придется «включить» максимальную осторожность.

Трогайтесь на льду плавно со второй или даже с третьей передачи, так как на первой колеса чаще всего буксуют. То же относится к троганию с места на дороге, покрытой мокрой глиной, уплотненным снегом или грязью.

В гололед сцепление колес автомобиля с дорогой резко уменьшается, и тормозной путь может увеличиться по сравнению с сухим покрытием более чем в 8 раз при той же скорости движения.

   Управляя автомобилем, не допускайте резких движений при рулении, включении сцепления, переключении передач, разгоне, повороте и торможении. Даже незначительная резкость может привести к заносу, и автомобиль понесет к другим машинам, на полосу встречного движения или на тротуар. Торможение с одновременным поворотом рулевого колеса недопустимо. Невращающиеся колеса не изменят направления движения автомобиля, зато после прекращения торможения он резко направится в сторону вывернутых колес. Движения автомобиля при заносе всегда бывают неожиданными.

Кажущиеся непонятными уводы автомобиля на скользкой дороге объяснимы — бороздки застывшего льда или камешки, попавшие под колесо, уводят автомобиль в сторону. Не корректируйте сразу же направление движения рулем. Подожди, когда закончится влияние толчка, и автомобиль сам примет прежнее направление. Гололедные участки вызывают недоверие к автомобилю, чувство страха.

Когда все колеса заблокированы и скользят, вывести автомобиль из заноса поворотом руля нельзя — изменение положения невращающихся передних колес не может изменить траекторию движения. Надо менять метод торможения.

Гидроусилитель руля уменьшает физическую нагрузку на руки, но не дает возможности чувствовать сопротивление дороги, а это очень важно при гололеде.

Нечастый гололед в европейских странах почти парализует движение — не привыкшие к нему водители просто не справляются с автомобилями. В большинстве случаев обходилось без тяжелых последствий для людей, так как скорости были невелики, но для кузовщиков работы было немало, а страховым компаниям приходилось раскошеливаться.

Если гололед умеренный, давление может быть около единицы. При движении периодически проверяйте степень «скользкости» — слегка притормаживайте и сразу почувствуете, как реагирует машина. Если при резком прибавлении «газа» обороты растут, а скорость не прибавляется, гололед силен и опасен.

На скользкой дороге применяйте торможение двигателем, или импульсное торможение, или комбинируйте оба метода. Резкими, короткими импульсами по 2—3 раза нажимайте и отпускайте педаль тормоза. Короткий контакт тормозных колодок с дисками или барабанами притормаживает колеса, но не блокирует их.

   На самих поворотах тормозить опасно — обязательно вызовете снос передних или занос задних колес.

Перед поворотами тормозите комбинированно, то есть двигателем и ножным тормозом. При комбинированном торможении лучше обеспечивается поперечная устойчивость автомобиля, так как при торможении двигателем оба ведущих колеса замедляются равномерно и постоянный дисбаланс между усилиями тормозных колодок, вызывающий различную степень торможения колес и блокировку одного из них, приводящую к заносу, не слишком сказывается. К замедляющему усилию, создаваемому на колесах двигателем, добавляется тормозное усилие колодок, и можно почувствовать приближение момента блокировки колес. В моменты, когда двигатель готов вот-вот заглохнуть, отпускайте немного педаль тормоза.

Обычно двигателем тормозите на той передаче, которая включена, а на спусках, особенно горных, желательно включение той передачи, на которой возможен въезд на этот уклон. Если нужно остановиться несколько быстрее, то, не выжимая сцепления, нажимайте на педаль тормоза пружинящими движениями. Из-за возможной блокировки колес применять на ходу стояночный тормоз на мокрой скользкой дороге не следует.

Для того чтобы уменьшить скорость без заноса, нажимайте на педаль тормоза импульсами несколько раз подряд, не отпуская полностью педаль, а лишь несколько ослабляя нажатие.

   При прерывистом или ступенчатом импульсном торможении для экстренного снижения скорости на скользкой дороге не забывайте при каждом растормажи-вании восстановить устойчивость с помощью руля, иначе автомобиль может развернуть на 180o.

По возможности для торможения надо выбирать сухие участки дорожного покрытия. В аварийных случаях целесообразно выехать на обочину, чтобы использовать для торможения менее скользкую поверхность. Это возможно, если состояние обочины подходит для этого. Например, проезжая часть обледенела, а на обочине — мелкие камни и земля, на которых обледенение будет разрушено колесами.

Вне населенных пунктов могут быть участки наледи на мостах, обледенения или влажности в тенистых или покрытых мокрыми листьями местах и т. д. Такие участки могут встретиться и на подъездах к местам остановки многочисленных транспортных средств перед светофорами.

   Дистанция на скользкой дороге должна быть не менее двойной скорости движения. Например, при скорости 40 км/час дистанция должна составлять около 80 м.

Подъемы и спуски преодолевайте на пониженных передачах и без их переключения, с постоянной скоростью. Включайте такую передачу, при которой не будет чрезмерного тягового усилия на колесах. Короткие подъемы лучше преодолевать с разгона. Обледенелые подъемы преодолевайте на повышенной скорости, чтобы на самом подъеме не пришлось переключать передачи, а лишь постепенно уменьшать подачу топлива.

На перекрестках опасайся столкновения с машинами, едущими в поперечном направлении, — не все водители учитывают опасность гололеда. На пешеходных переходах, подъездах к ним и в других местах возможного появления пешеходов на проезжей части будь осторожнее — пешеход тоже идет по льду и не может быстро остановиться. Не подавайте звукового сигнала — в спешке пешеход может поскользнуться и упасть. Особое внимание проявляйте к детям и пешеходам пожилого возраста.

При длительных поездках по скользким дорогам для увеличения проходимости автомобиля на колеса надевают цепи противоскольжения.

На прямолинейных горизонтальных участках дорог не заметны малые отклонения плоскости дороги от вертикали. Между тем такие отклонения опасны.

Встречаются участки по видимости прямолинейные и горизонтальные, но на самом деле с косыми незаметными уклонами, превращающими их в винтовые поверхности. На таких поверхностях легковые автомобили на большой скорости в некоторых случаях приобретают боковое смещение и вылетают на полосу встречного движения. Дорога сбрасывает автомобили и в случае, если проезжая часть имеет «волны» протяженностью 30-80 м.

Иногда ремонтники разрывают покрытие и забывают огородить место работ и поставить предупреждающий знак, не учитывая, что эти нарушения покрытия не видны водителю, следующему на большой скорости, до самого последнего момента.

Если после 10-20 км прямолинейной дороги вдруг встречается поворот, не оборудованный предупреждающим знаком, водитель, привыкший к режиму движения по прямой, может не успеть среагировать на изменение ситуации и оказаться в кювете.

На современных дорогах имеются неровности — как поперечные, так и поперечно-продольные. Первые вызывают тряску, а вторые еще и рысканье. Когда автомобиль делает такие непроизвольные движения, водитель стремится удержать его на прямолинейной траектории, поворачивая колеса. Вес автомобиля тянет его к обочине, а управляемые колеса — от нее. Если сцепление колес с дорогой достаточное, автомобиль подчиняется водителю.

   Самый неприятный вариант — это сочетание вертикальной, продольной и поперечной неровностей. Подскакивание управляемых колес ведет к потере управляемости.

ТРАМПЛИН.

-  Если при движении по волнистой дороге автомобиль попадает на трамплин и после прыжка опускается на дорогу — не тормозите, иначе сжатая подвеска сломается от удара; не газуйте — колеса в воздухе и так крутились быстрее, и может потеряться сцепление с дорогой и начаться занос; не крутите руль — при приземлении колеса должны быть направлены максимально прямо.

   Тормозить можно только до трамплина, на подъеме.