Начинающему водителю

Посадка водителя

Почти все аварии на поворотах случаются не только по неопытности водителя, хотя и это часто чревато печальными последствиями. Существуют и объективные причины, которые приводят к трагическому исходу. К сожалению, подавляющее большинство автолюбителей, а иногда и профессионалов никогда не обращает на них должного внимания. Речь идет о правильной посадке водителя.

Многие водители серьезно страдают из-за неправильной посадки. При этом они обычно ищут причины аварии в чем-то более существенном — в плохом состоянии дороги, неправильном поведении другого водителя, в слабой видимости, негодном техническом состоянии автомобиля и т.д. Однако «беспечная» посадка лишает водителей нескольких десятых долей секунды, которых затем не хватает в экстремальной ситуации.

Если водитель говорит, что «не успел» затормозить, значит, он не видел, что происходит у него перед носом. «Не успеть» он мог в том случае, если, например, сиденье было отодвинуто гораздо дальше, чем положено. Развалясь, приятнее ехать, но в таком положении быстро дотянуться правой ногой до педали тормоза гораздо труднее, как и повернуть руль в нужную сторону. Тут-то и теряются драгоценные доли секунды, которых вполне хватило бы, чтобы остановить автомобиль.

Настоящие профессионалы всегда стараются подогнать сиденье под себя. Из их опыта можно взять самые простые правила и по ним установить сиденье так, чтобы не уставать за рулем, максимально быстро реагировать на сложные ситуации на дороге. Не зря профессионалы говорят, что в аварийной ситуации надо уметь «думать» руками и ногами.

1. Для регулировки сиденья откиньте спинку назад, а педаль сцепления выжмите до отказа. Подгоните кресло по горизонтали (а в иномарках и по вертикали) таким образом, чтобы левая нога при этом оставалась слегка согнутой в колене. Тогда «ударять» по педали сцепления и тормоза вы будете, как говорится, в возможно кратчайшие сроки.

2. Для установки спинки сиденья возьмитесь за баранку одной рукой закрытым захватом (большой палец внутрь) в ее самой верхней точке. Свободной рукой подгоните спинку так, чтобы она плотно прилегала к вашей спине. Плотный контакт тела со спинкой сиденья не только помогает быстро работать руками, но и позволяет «чувствовать» весь автомобиль.

3. Для проверки удобства посадки пристегнитесь ремнями безопасности. Затем левую руку положите на рулевое колесо в самой верхней точке, а правой включите третью передачу. Если, делая эти движения, вам не приходится отрываться от спинки кресла, это значит, что сиденье установлено правильно.

Если к этому заучить и неукоснительно выполнять еще пять несложных правил, то риск попасть в аварию будет минимальным:

1. приучите себя постоянно держать руки в верхнем секторе рулевого колеса;

2. максимально прижимайтесь к спинке сиденья;

3. снимите со стекла и щитка приборов все, что может отвлечь ваше внимание;

4. уменьшите громкость приемника или магнитофона, а лучше выключите его;

5. не вступайте в разговор с соседом во время езды, особенно в критической ситуации.

О правильной посадке за рулем говорят постоянно. Но оказывается, что отечественные постулаты отличаются от таковых в современных западных школах. Почему же «у нас» и «там» по-разному учат сидеть в машине и держать руль?

Основные отличия между «советской» и «западной» методиками – в положении рук на руле и регулировке сиденья по высоте. Такие отличия объясняются, во-первых, временем их формирования, а соответственно, и автопарком, на который они были рассчитаны, а во-вторых – источником советов и нацеленностью на определенную аудиторию.

Отличия западных методик объясняются наличием у сидений современных авто дополнительных регулировок, а у рулевого управления – усилителя и Airbag.

Принципы хвата рулевого колеса и правила его вращения отличаются довольно существенно. Но это легко объяснить. Сегодня трудно представить себе европейский автомобиль без усилителя руля. Поэтому приверженцы современных западных школ безопасного вождения, в отличие от сторонников классических методик, силовое руление обошли вниманием. Взамен они сосредоточились на способности одним движением и без отрыва рук совершать быстрое вращение руля на больший угол. Такая процедура поворота вполне подойдет людям, не знакомым с методикой правильных перехватов и вращения руля с большой скоростью.

Классическая методика, к которой относятся и разработки советских корифеев безопасного вождения, базируется на опыте автоспортсменов, а также на особенностях управления отечественными автомобилями, лишенными усилителя рулевого управления. Но если у вас современная «иномарка» с усилителем рулевого управления и возможностью многосторонней регулировки руля и сиденья – смело пользуйтесь «западными» советами.