Начинающему водителю

 

Проезд светофоров.

Для регулирования движения чаще всего используются светофоры. Наиболее часто они устанавливаются на перекрестках, хотя иногда бывают на пешеходных переходах.

Для эффективного проезда перекрестков со светофорами очень важно знать, когда загорится зеленый или, наоборот, когда он погаснет. Для этого необходимо знать алгоритм переключения данного светофора. При частых поездках по определенным маршрутам это запоминается быстро. Однако если перекресток сложный, а Вам горит красный, сложно сориентироваться, когда загорится зеленый. В этом случае необходимо ориентироваться на то, в каких направлениях движутся машины с других сторон перекрестка. Исходя из этого можно определять кому и что сейчас горит.

Поясню на двух конкретных примерах. В них подразумевается, что водитель знает алгоритм переключения данных светофоров.

проезд на мигающий зеленый, алгоритм переключения светофора В качестве первого примера возьму стандартный перекресток, на котором с каждой стороны стоит светофор и есть светофор для пешеходов. Полагаю, такой перекресток есть в любом городе (для простоты изложения четырехполосную дорогу буду называть широкой, а двухполосную узкой). Вот алгоритм переключения:
1. Зеленый для пешеходов со всех сторон.
2. Зеленый для узкой дороги.
3. Зеленый для широкой дороги.
Водитель синего автомобиля едет по широкой дороге метров за 400 до перекрестка.
Если он видит, что на перекрестке движутся автомобили по узкой дороге (фаза 2), значит, следующее переключение будет для него. Если по перекрестку идут пешеходы, можно вообще не спешить: зеленый для широкой дороги будет нескоро (сначала загорится зеленый для узкой дороги).
проезд перекрестка на желтый цвет, сложный алгоритм переключения светофора на перекрестке В моем городе есть перекресток со следующим алгоритмом переключения (для простоты изложения шестиполосную дорогу буду называть широкой, а двухполосную узкой):
1. Зеленый для пешеходов со всех сторон.
2. Зеленый для узкой дороги (перпендикулярная), стрелка направо для широкой.
3. Стрелки направо-налево для широкой дороги.
4. Зеленый для широкой дороги.
Водитель синего автомобиля едет по широкой дороге метров за 300 до перекрестка. Разберем две ситуации.
1. Он планирует на нем поворачивать налево. Если он видит, что на перекрестке движутся автомобили по узкой дороге (фаза 2) и машин, в левом ряду немного, ему лучше немного поторопиться, т.к. следующее переключение будет для него. Если по перекрестку едут автомобили по широкой дороге можно не спешить: следующее переключение будет очень нескоро.
2. Он планирует проехать прямо. Если он видит, что на перекрестке по широкой дороге автомобили поворачивают вправо и влево, можно будет проехать прямо из левой полосы (если сзади никто не будет поворачивать).

Ориентироваться по светофору, учитывая движение других участников дорожного движения важно и по другой причине. Достаточно часто сигнал светофора (особенно старых моделей и в солнечную погоду) виден плохо. Однако знание алгоритма и анализ движения на перекрестке других участников дорожного движения поможет разобраться в этом.

Прогнозировать, через какое время будет следующее переключение светофора, можно по числу автомобилей, которые сейчас едут на светофоре. Если машин немного, значит, зеленый для них включился давно. Чем их меньше, тем выше вероятность, что скоро светофор переключится. Понятно, что нужно учитывать загруженность дороги в данное время.

С учетом вышеизложенного необходимо планировать свои действия с таким расчетом, чтобы как можно меньше пришлось останавливаться. Например, если впереди горит запрещающий сигнал, но вы знаете, что сейчас для вас загорится зеленый, можно так выбрать скорость движения, чтобы не пришлось останавливаться. Иногда для этого необходимо даже притормозить заранее.

При подъезде к светофору, когда только что включился зеленый и стоит много машин, лучше заранее снизить скорость, т.к. автомобили впереди поедут не сразу. Время задержки трогания пропорционально количеству автомобилей на светофоре. Еще заметнее это проявляется при сильном гололеде, когда автомобили даже на хорошей резине буксуют при трогании.

Часто возникает вопрос - проезжать или нет на мигающий зеленый. Вот несколько моих советов.

1. Чем больше ширина перекрестка, чем интенсивнее движение на нем в данным момент, чем меньше просматриваемость ситуации, чем меньше коэффициент сцепления с дорогой тем больше нужно склоняться к остановке.

2. Это зависит от направления проезда перекрестка. При проезде на мигающий зеленый очередность следующая: налево, прямо, направо (при повороте направо можно ехать и на желтый, а вот при повороте налево нужно подумать даже при мигающем зеленом). Иначе говоря учитывайте ваши способности в конкретной ситуации, особенно когда необходимо на перекрестке поворачивать.

3. Прогнозируйте текущую ситуацию на перекрестке. В первую очередь она заключается в наличии на нем машин, поворачивающих налево, которые будут завершать свой маневр на запрещающий сигнал светофора.

4. Используйте знания алгоритма переключения светофора. Например, при мигающем зеленом. Зная что после включения красного для меня пойдут пешеходы, а в направлении моего движения их не просматривается и даже не прогнозируется, выполняю маневр даже на желтый.

Немаловажным является и другой вопрос: насколько рано можно выезжать на перекресток если зеленый загорелся только что. В этом случаем основным и, наверное, единственным критерием безопасности является полная уверенность в том, что все машины с других сторон останавливаются (остановились). Например, если впереди свободна полоса и сейчас загорится зеленый, можно с перегазовкой перейти на более низкую передачу и в момент включения вашего зеленого быстро проехать вперед. Самое главное перед этим убедиться, что с другой стороны перекрестка автомобили останавливаются (в противном случае возможно ДТП. Однако, если зеленый сигнал светофора только начал мигать слишком резко тормозить также не рекомендуется, особенно когда сзади едут другие автомобили.

Возможно, данная статья получилась не совсем понятной. Конечно, лучше один раз увидеть, чем много раз прочитать. Если хотите наглядно увидеть все эти ситуации.

НИКОГДА не ездите на красный свет. 

Очень редко, но все таки случаются ситуации, когда светофоры перенастраивают. Начинайте движение, только когда загорится разрешающий сигнал, а не потому что «сейчас наш, поехали, я точно знаю». К тому же, помните, что обычно именно в такой момент «отчаянные ребята» с другой стороны перекрестка могут попытаться проскочить на мигающий зеленый.

Если останавливаетесь на светофоре, то выберите такое до него расстояние, чтобы видеть сигналы, не нагибаясь к полу и не высовываясь в окно. Если не получилось, смотрите светофор на другой стороне.

Светофоры с дополнительными секциями.

Светофоры, оборудованные дополнительными секциями со стрелками, часто могут помочь опытному водителю гораздо быстрее проехать перекресток. Поясню на конкретных примерах.

Пдд проезд светофора Например, если вы знаете, что сначала загорится основной сигнал светофора, а лишь потом включится стрелка, можно занимать данную полосу. В этом случае ваш автомобиль не создаст помех другим участникам движения.
светофор с дополнительной секцией


проезд на стрелку светофора опасен
Есть такие перекрестки, на которых проезд на включенную стрелку при основном красном абсолютно безопасен. В ситуации, изображенной на первом рисунке, для маневра синего автомобиля никаких помех нет, поэтому можно смело поворачивать направо.
Обратите внимание на второй рисунок. Тот же самый перекресток, но с другим алгоритмом работы светофора. И здесь водителю синего автомобиля нужно быть намного осторожнее, потому что его траектория движения имеет пересечение с другими транспортными средствами, которые движутся на основной зеленый сигнал светофора.

Если алгоритм переключения светофора такой, что после стрелки загорается основной зеленый (или загорается красный, но потом все равно зеленый), то для более быстрого проезда данного перекрестка возможны следующие варианты действий.

правила проезда светофора Если подъехав к перекрестку видно, что ждать зеленого долго, можно занять такое положение на дороге, которое позволит в момент выключения стрелки сразу начать движение по той полосе. Обратите внимание на рисунок. Водитель синего автомобиля оставил впереди достаточно места и немного повернул автомобиль вправо для осуществления выезда в тот момент, когда стрелка погаснет (лучше это делать немного раньше, в этом может помочь знание алгоритма переключения светофора и наблюдение за ситуацией).
Необходимо помнить, что любой другой автомобиль может выполнить данный маневр, поэтому не набирайте высокую скорость и будьте внимательны. Также при выезде на другую полосу необходимо оценить ситуацию сзади, возможно другой водитель, зная, что сейчас загорится зеленый, быстро едет по свободной полосе, в которую вы хотите перестроиться.
разворот на светофоре, что делать если автомобиль мешает другим поворачивать на стрелку светофора Если при приближении к светофору видите, что горит стрелка и скоро погаснет, подберите скорость так, чтобы в момент приближения к светофору загорелся основной зеленый. Помните только, что данное действие крайне нежелательно в том случае, если за вами движутся другие автомобили, которые хотят успеть повернуть на стрелку (показывают поворотник), а вы будете создавать им помехи.
Лично я, если попадаю в такую ситуацию, стараюсь остановиться так, как показано на рисунке. Это не всегда возможно и зависит от ширины дороги, расположения других участников движения и вида перекрестка. В ситуации, изображенной на рисунке, это возможно, но на обычном крестообразном перекрестке данный маневр будет опасен (синий автомобиль может оказаться на перекрестке и помешает другим автомобилям). Поэтому поворачиваю на стрелку и еду по другой дороге.
в какой полосе лучше ехать при стрелках светофора направо и налево, разворот на светофоре Если светофор имеет две стрелки влево и вправо, которые включаются и выключаются одновременно, лучше занимать такую полосу, которая позволит начать движение раньше, не создавая помех транспортным средствам, заканчивающим маневры.
На рисунке водитель синего автомобиля на перекрестке поедет прямо. При следующем переключение светофора стрелки погаснут и будет зеленый-прямо. В данном случае быстрее и безопасней поехать по левой полосе.
При движении по правой может возникнуть опасность столкновения с машиной зеленего цвета, которая поворачивает налево на стрелку (она в этот момент может еще только заканчивать поворот и окажется на пересечении вашего пути).