Начинающему водителю

Приёмы руления

При движении на прямолинейных участках дороги руки следует держать в положении примерно «без пятнадцати три» по воображаемому на месте рулевого колеса часовому циферблату (рис. 1). Пальцы рук плотно обхватывают обод, причем большие пальцы рук находятся с внутренней стороны обода — закрытый захват, позволяющий надежно удерживать руль.

Рекомендуемое стандартное положение рук на рулевом колесе обеспечивает максимальный в любую сторону угол поворота рулевого колеса. Кроме того, также оно обеспечивает максимальную точность управляющих воздействий как при управлении рулевым колесом двумя, так и одной рукой в случае манипулирования другой иными органами управления автомобиля. Стандартное положение рук на рулевом колесе является составной частью «позы готовности» на опасность и способствует быстрому реагированию.

положение рук на руле
Рис. 1.

В зависимости от условий водители применяют различные приемы поворота рулевого колеса и перестановки рук, иначе это называется «руление». Чтобы знать, какими способами руления пользоваться водителю в различных ситуациях, необходимо рассмотреть классификацию техники манипулирования рулевым колесом.

Прежде всего установим, для каких целей необходимо руление. Оно служит для поддержания или изменения направления движения автомобиля, а также его стабилизации при заносе.

Различают три вида руления:

  • выравнивающее — поворот руля на небольшой угол для компенсации отклонений автомобиля при прямолинейном движении;
  • компенсаторное — руление, с помощью которого ликвидируются заносы автомобиля;
  • основное — руление при поворотах автомобиля.

Выравнивающее руление при движении почти постоянно, оно зависит от скорости автомобиля, состояния дороги и рулевого управления. Чем выше скорость и хуже состояние дороги, тем интенсивнее выравнивающее руление. Оно осуществляется обычно без перестановки рук из исходного положения поворотом руля на небольшой угол в обе стороны.

В зависимости от величины заноса и скорости автомобиля прибегают к двум способам компенсаторного руления — силовому и скоростному. Если скорость автомобиля небольшая и водитель вовремя (в начальной фазе) «поймал» занос, он может ликвидировать его поворотом рулевого колеса одной или двумя руками одновременно без перехвата из исходного положения (рис. 2), либо выполняя поочередно каждой рукой перехват, но без перекрестной смены рук (рис. 3).

ликвидация заноса без перехвата из исходного положения
Рис. 2.

ликвидация заноса с перехватом
Рис. 3.

При сильном заносе или в других экстренных случаях прибегают к скоростному способу руления. Он может выполняться как одной рукой, так и поочередно двумя руками, а также сочетанием работы рук одной—двумя или двум»—одной. Характерный признак скоростного руления — быстрая перекрестная смена рук. Следует отметить, что прием поворота со окрестным перехватом долгое время считали небезопасным. Однако последние исследования, проведенные НИИАТ, доказали ошибочность бытовавшего мнения об этом приеме скоростного руления.

Обычные повороты автомобиля в зависимости от скорости и крутизны (радиуса) поворота выполняются силовым или скоростным способом. Причем последний используется на поворотах с малым радиусом кривизны и при нескользком покрытии, а также при экстренном маневрировании.

 

Возвращение рулевого колеса для придания автомобилю новой траектории движения после выполнения поворота может осуществляться силовым или скоростным способом. Однако на практике часто можно видеть, как водитель отпускает рулевое колесо и ждет, пока оно возвратится (раскрутится) в нейтральное положение. По соображениям безопасности это недопустимо. Есть немало случаев, когда при неправильной регулировке углов установки колес, а также в случаях чрезмерной затяжки рулевого механизма «руль замирал» на месте после снятия с него рук, что приводило к тяжелым последствиям.

 

Наблюдения за многими водителями, а также результаты экспериментальной работы, проведенной НИИАТ, показывают, что техника руления у большинства водителей даже высокой квалификации далека от совершенства. Это связано в первую очередь с тем, что при подготовке водителей не уделяется должного внимания важному вопросу формирования мастерства управления автомобилем. Поэтому навыки управления рулевым колесом чаще всего формируются посредством многолетней водительской практики, причем не всегда правильно. Ошибки в управлении автомобилем чаще всего проявляются в критических дорожно-транспортных ситуациях, особенно на скользком дорожном покрытии. В этих условиях многие водители не умеют использовать максимальную скорость вращения рулевого колеса, у них наблюдается неоптимальная координация движения рук, незнание рациональных приемов управления.

К типичным ошибкам руления, приводящим к ДТП, относятся:

  • открытый обхват (рис. 4, а), когда большие пальцы рук находятся снаружи обода рулевого колеса. Такой обхват не позволяет блокировать внезапное вращение рулевого колеса, вызванное ответной реакцией дороги на колесо, особенно при движении по песку, колее, наезде на небольшое препятствие;
  • обхват в нижнем или верхнем секторе руля (рис. 4, б, в) свидетельствует, как правило, об утомлении водителя, уменьшает точность руления, угол и скорость поворота руля;
  • обхват и поворот рулевого колеса за спицы (рис. 4, г), а также сильное перекрещивание рук не позволяют при необходимости сделать поворот руля на больший угол;
  • руление с перехватом в нижнем секторе руля говорит о недостаточной координации движений водителя (рис. 4, д);
  • круговое руление одной рукой с постоянно раскрытой кистью (через ладони) ослабляет контакт руки с рулевым колесом и может вызвать проскальзывание руки по ободу;
  • полное отпускание рулевого колеса при движении автомобиля (при причесывании, курении, опускании стекла двери и т. п.) создает предпосылки для неожиданного самопроизвольного изменения направления движения.

типичные ошибки руления
Рис. 4.

Следует отметить, что ошибочные действия водителя, доведенные длительным повторением до автоматизма, устраняются с большим трудом и требуют специальных тренировочных занятий, а в последующем самоконтроля водителя.

Руление.

Насколько точным и правильным может быть ваше руление? Какие силы действуют на автомобиль во время руления? Как их укротить? Насколько быстро нужно поворачивать рулевое колесо автомобиля? Что происходит на самом деле, когда вы поворачиваете? Каковы ограничения при рулении? Как руление влияет на управление педалью газа? Какие инстинкты самосохранения срабатывают и от чего? Чем они могут вам навредить? Что нужно и что не нужно делать при рулении?

 

Шкала навыков.

Вы можете определить мастерство водителя по тому, как он поворачивает рулевое колесо. Именно в повороте со всей очевидностью проявляется мастерство водителя. Давайте сначала рассмотрим основы.

Основы руления.

Каждый из нас падал с велосипеда, когда учился на нем ездить. Помните? Как только убирались вспомогательные колесики, вы падали. Если у вас не было таких колесиков, вы падали с самого начала. Ну конечно, ведь рядом с вами не было человека, знающего про контрруление, а даже если бы он и был, как объяснить, это вам, никогда не водившему до этого одноколейное транспортное средство.

Контрруление - это два волшебных слова. Контр: активное противодействие, противоположность, противопоставление. Руление: смена направления движения. Получается контрруление - это смена направления движения противоположным образом.

 

Незнакомые силы.

Два примера вещей, которые не подчиняются этому правилу - это гироскоп и вращающееся велосипедное колесо, если его держать за ось. В обоих случаях ваши попытки изменить положение крутящихся тел закончатся непредсказуемо, потому что здесь задействован гироскопический эффект. У автомобиля есть четыре большие вращающиеся части, создающие этот эффект -задние и передние колеса. Гироскоп сильно сопротивляется попыткам изменить положение своей оси. А ведь именно это мы и делаем, когда поворачиваем автомобиль.

Укрощение гироскопа.

Автомобиль в движении достаточно стабилен. Чем быстрее вы едете, тем труднее поворачивать. С точки зрения водителя гироскопический эффект имеет простой смысл: если движущийся прямолинейно автомобиль не трогать - он стабилен, если его пытаться повернуть - он потенциально нестабилен. Лучший пример такой нестабильности - наезд на кочку в повороте, автомобиль начинает «рыскать».

Та же кочка при прямолинейном движении никак не повлияла бы на стабильность.

 

Руление и управление газом.

Существует много инстинктов, срабатывающих при рулении. Водители, как правило, не хотят открывать газ, пока не закончат руление и не убедятся, что их траектория ведет к выходу из поворота, а не на обочину. Как правило, мы целиком разделяем эту позицию, а вот автомобиль - нет, ему нужен газ. Но большинство гонщиков не нажимают педаль газа, пока не пройдут примерно две трети поворота. Так делают все, особенно на незнакомой дороге. Честно говоря, не вижу другого решения, кроме как преодолеть себя и все-таки открыть газ. Тут, правда, всплывает еще один аспект, обычно в такой ситуации водитель не может точно предсказать, где именно на дороге окажется автомобиль в результате выполненного руления.

Очень трудно в момент входа в поворот точно определить угол поворота рулевого колеса, при котором ваш автомобиль пройдет поворот. Не каждый водитель начинает поворачивать рулевое колесо в правильном месте, с достаточной скоростью и на нужный угол.

Положение вашего автомобиля на дороге - это, как правило, результат правильного выполнения грамотных действий с рулевым колесом.

Подруливание.

Сколько раз вы рулите в повороте? А сколько раз, по вашему мнению, нужно рулить? Правильный ответ - одно руление на один поворот. Это - правило руления № 1.

Подруливание в повороте, это одно или несколько дополнительных руле­ний, не что иное, как проявление инстинкта самосохранения, срабатывающее по уже знакомым нам причинам: «вошел слишком быстро», «слишком широ­ко», «не вписываюсь в поворот» и т.д. С помощью подруливания гонщики пы­таются исправить ошибки, совершенные при входе в поворот.

Подруливание в повороте - это инстинкт самосохранения № 3. К сожале­нию, этот инстинкт, как и все другие, работает против гонщика, ухудшает управляемость и противоречит конструкции автомобиля.

При выполнении правила № 1 траектория получается четкой. Подрулива­ние в повороте провоцирует другие ошибки.

Нестабильный газ и угол поворота передних колес.

Рассмотрим поподробнее, как именно работает этот инстинкт самосохра­нения в ситуации, которая водителю не нравится (например, заходит в поворот слишком широко), и он решает исправить ее дополнительным рулением. Одна­ко в результате его действий становится круче угол поворота передних колес. Эта ошибка распространена также широко, как добавление и сброс газа на дуге поворота. Причем, как правило, добавление и сброс газа идет одновременно с подруливанием. Это усиливает нежелательные изменения развесовки автомо­биля, мешает подвеске работать и ухудшает сцепление с дорогой. Допустим те­перь, что гонщик правильно управляет педалью газа, но при этом подруливает. Тем самым он увеличивает угол поворота передних колес, что приводит к уменьшению сцепления шин с дорогой и ухудшает стабильность автомобиля. Поэтому запомните, одно руление на один поворот - идеальный вариант.

Причина - в вас самих.

Можно найти много объяснений ошибкам, но основная причина кроется в вас самих.

У каждого правила есть исключения, и у правила руления № 1 - то же. Не стоит стыдиться небольших подруливаний в повороте. Потеря сцепления или кочка, подпрыгнув на которой автомобиль меняет траекторию, заставляют под­руливать даже мастеров. Однако надо четко понимать, что эти подруливания выполняются настолько точно и плавно, что их даже не видно со стороны. Большая часть подруливаний не что иное, как инстинкты самосохранения, и от них вполне можно отказаться. В какой-то момент гонщик понимает, что добавление и сброс газа - это ошибка и перестает ее делать. Также и с подрули-ванием. Установите видеокамеру в салоне автомобиля так, чтобы была возмож­ность осуществлять съемку рук водителя во время движения автомобиля. Осу­ществив видео запись, подробно просмотрите отснятый сюжет. Скорее всего, вы увидите, что некоторые водители делают множество подруливаний в одном повороте, и все они, в конечном счете, оказываются ненужными. Если бы их не было, автомобиль вышел бы из поворота в той же точке, куда привело бы его самое первое руление на входе в поворот.

Прицелься и забудь.

Основное правило: выполните руление одним осознанным действием и больше не думайте о нем, существуют вещи более важные, им то и стоит уде­лять внимание в повороте. Чем меньше подруливаний, тем лучше. Одно руле­ние на один поворот - вот идеал!

Быстрота руления.

В каждом повороте вы тратите какое-то время на сам процесс руления. Сколько времени и сколько внимания это отнимает у вас? Знаете ли вы, на­сколько быстро это делают мастера в автоспорте? Или у них это получается только потому, что в их распоряжении самая совершенная техника?

Допустим, что скорость руления мастеров оценивается в 10 баллов. Сколько тогда баллов получите вы? Обычный водитель входит в поворот при­мерно за 2 секунды. Лучшие из лучших делают это за 0,5 секунды. Средний гонщик получит 3 или 4 балла по 10-балльной шкале.

Как же уменьшить время на руление и зачем это нужно? Что мешает ру­лить быстро?

Инстинкты самосохранения и руление.

Давайте признаемся друг другу: входить в поворот очень страшно. Вы боитесь, что автомобиль не сможет выполнить поставленной перед ним задачи, что, повернув рулевое колесо слишком быстро, автомобиль потеряет сцепление с дорогой. Кроме того, слишком крутой угол наклона кузова автомобиля за­ставляет срабатывать инстинкты самосохранения.

Кредит поворота передних колес.

Но вот что странно - в неприятных ситуациях водители проходят поворот с большим углом поворота передних колес, чем это необходимо при данной скорости. Да и многие гонщики делают то же самое. Они как бы выбирают кре­дит поворота передних колес. Мы часто видим, как некоторые спортсмены едут со сносом передних колес в поворотах, которые можно пройти на 10-20 кило­метров в час быстрее и при этом с меньшим углом поворота передних колес.

Чем круче угол поворота передних колес, тем лучше? Или вы предпочтете проходить поворот быстрее с меньшим углом поворота передних колес?

Слишком большой угол поворота передних колес автомобиля - это ошиб­ка. При увеличении угла поворота передних колес автомобиль становится ме­нее стабильным.

 

Чем круче угол, тем хуже. Кочки, выбоины, скользкие участки дороги с большей вероятностью приведут к «рысканью» или заносу при большем угле поворота передних колес. Кроме того, чем круче угол поворота, тем точнее должно быть управление педалью газа. При резком повороте рулевого колеса на большой угол, у не подготовленного водителя, как правило, срабатывает один из инстинктов самосохранения.

Давайте определим цель и задачу руления. Цель руления - изменить на­правление движения автомобиля. Задача руления - точно пройти поворот с ми­нимально возможным для данной скорости углом поворота передних колес.

Руление и угол поворота передних колес и скорость.

Общеизвестно, что чем больше скорость, тем на меньший угол необходи­мо поворачивать передние колеса. С ростом скорости растет центробежная си­ла, стремящаяся вытолкнуть автомобиль наружу поворота.

Если вы научитесь проходить поворот с меньшим углом поворота перед­них колес, вам будет легче со временем увеличивать скорость в повороте.

Что если гонщик захочет увеличить скорость прохождения поворота при постоянной точке входа и постоянном угле поворота передних колес? Он дол­жен научиться рулить быстрее, используя загрузку передних колес.

Быстрое руление позволяет поворачивать рулевое колесо на меньший угол.

С увеличением скорости входа в поворот необходимо увеличивать скорость руления.

Итак, при заданной скорости, чем быстрее вы поворачиваете автомобиль, тем меньший угол поворота передних колес требуется для прохождения пово­рота.

Траектория и быстрое руление.

 

Какая сторона поворота лучше - внутренняя или наружная? Большая часть водителей считают, что внутренняя. Если вы подходите к повороту слишком быстро, куда вы нацеливаете автомобиль? Ближе к внутренней бровке, конечно, пока вы не поймете, что вписались в поворот и не начнете выпрямлять рулевое колесо.

Ошибки раннего входа в поворот.

Гонщики, которые не умеют рулить достаточно быстро, всегда пытаются компенсировать этот недостаток ранним входом в поворот. Вот вам отличный пример одновременного срабатывания инстинктов самосохранения № 4, № 5 и №6. Кажется, что у вас просто нет выбора. Вы думаете, что автомобиль не впишется в поворот, и стараетесь прижаться к внутренней бровке, фиксируя на ней внимание и одновременно притормаживая.

Это самая распространенная и заметная ошибка, которую совершают те гонщики, которые стараются увеличить скорость прохождения круга. Гонщик просто пытается обмануть свои инстинкты самосохранения, которые срабатывают, когда он входит в поворот слишком быстро. Проблема в том, что эта ошибка приводит к срабатыванию инстинктов самосохранения № 1, № 2, № 3 и №7.

Ранний вход может быть тактически полезен, если вам нужно отбить атаку во время гонки, но стратегически это ведет к ухудшению скорости прохождения круга. Кроме того, вам приходится делать ненужную работу - как минимум дважды рулить в повороте и сильнее ускоряться на выходе, а часть траектории вам придется пройти со слишком сильным углом крена автомобиля.

Все это провоцирует ошибки и заставляет срабатывать инстинкты самосохранения. А все потому, что вы не умеете быстро рулить.

Правило руления № 2:

Рулите так быстро, насколько это возможно, но только с одним условием, чтобы передние колеса не поскользнулись. Нужно стараться поворачивать рулевое колесо настолько быстро, насколько вам позволяет поворот.

Еще одно преимущество - правильная посадка.

Вы пытаетесь рулить так быстро, как это возможно. Тут правильная посадка водителя дает вам явное преимущество - ваше тело выступает в роли устройства обратной связи и помогает не пугаться слишком сильного угла наклона автомобиля. Инстинкт самосохранения срабатывает, если вы не знаете ответов на два вопроса:

- Насколько я наклонился?

- Насколько я могу наклониться?

Ваше тело помогает ответить на первый вопрос и позволяет больше не отвлекаться на угол наклона автомобиля. Ответ на второй вопрос дает опыт вождения конкретного автомобиля. Большинство автомобилей спроектировано так, что шины начнут попискивать задолго до того, как вы достигнете критического угла наклона. Опытный гонщик с помощью слуховых анализаторов и рецепторов своего тела, способен «нащупать» желаемые углы поворота передних колес, определиться с идеальными траекториями всего за несколько кругов. Желательно, как можно больше тренироваться, но при этом всегда помнить, что первичным является то, как спортсмен или обычный водитель умеет решать практические задачи. Необходимо соединиться с автомобилем в одно целое. Запомните - быстрая и безопасная езда возможна только на рефлексах.

Рулите уверенно.

Правильное руление - это еще не все.

Спросите у нескольких человек, как они поворачивают автомобиль, - и вы получите столько разных ответов. Чтобы докопаться до истины, мы попро­сили знакомого водителя проехать по хорошо знакомому ему участку дороги, поставив перед ним три разные задачи. В первый раз он убрал руки с рулевого колеса, предоставив ему возможность самостоятельно вернуться в положение прямо. В середине первого же поворота водитель испуганно схватился за руль, чтобы не вылететь с дороги, потому что автомобиль очень быстро выпрямил траекторию. В следующий раз он приподнял ноги и пытался управлять только рулем, без использования газа и тормоза. Автомобиль вел себя послушнее, чем в первый раз, но все равно поворачивал не так, как хотелось бы. В третий раз мы ничем не ограничивали водителя, и все получилось именно так, как он за­думал.

Этот нехитрый эксперимент показал, что автомобиль управляется не только с помощью руля, но и педалью газа.

Вы узнаете из этой главы, что существует разные способы вращения ру­левого колеса, но только в совершенстве освоив правильное руление (раллий-ный способ вращения рулевого колеса), вы сможете использовать остальные.

Надо четко понимать, что ваши воздействия на руль влияют на поведение автомобиля и что сознательное владение и постоянное применение правильных способов руления обеспечат вам невероятную степень контроля над автомоби­лем. Запомните, что успешный объезд препятствия или победа в соревнованиях большей частью зависят от того, насколько грамотно и правильно вы пользова­лись рулевым колесом. Остальные способы его вращения следует рассматри­вать как дополнения к первому, лишь улучшающие его. Это тонкости, но, чем лучше вы управляете автомобилем, тем больше понимаете, что все дело именно в них. Изначально научитесь правильно и грамотно вращать рулевое колесо.

Тяни-толкай.

Чем выше скорость, тем больше гироскопический эффект и тем автомо­биль устойчивее при прямолинейном движении. Вы знаете, чтобы повернуть на скорости 60 километров в час, необходимо приложить к рулю больше силы, чем на скорости 30 километров в час. Неспешное прохождение поворотов тре­бует настолько небольших усилий, что большинство водителей даже не осоз­нают их. Именно поэтому так много ответов на вопрос «как вы поворачивае­те?».

Если вы освоили правильное руление, то заметили, что когда мы повора­чиваем рулевое колесо в правую сторону, то главенствующую роль играет пра­вая рука, а когда в левую сторону, - левая, и это оправданно с точки зрения анатомии. Мы знаем, что у человека мышцы-сгибатели сильнее мышц-разгибателей.

Большая часть аварий - это следствие неправильной работы водителя с рулевым колесом. Искренне жаль тех владельцев автомобилей, которые не имеют в своем арсенале правильной техники вращения рулевого колеса. Мно­гие автомобильные школы по-старинке обучают своих учеников способу тяни-толкай, тем самым обрекая их на ошибку, так как в критической ситуации этот способ вращения рулевого колеса не сработает. Они не только рискуют их жизнью, но еще и лишают массы удовольствий от управления автомобилем на извилистых дорогах.

Не дергайте.

Мягкая хватка и расслабленные руки - ключевой момент правильного удержания рулевого колеса и безопасного вождения автомобиля. Не приклады­вайте слишком больших усилий к рулю в повороте. Не бейте и не дергайте ры­чаг переключения передач, просто тяните и толкайте его плавным контроли­руемым движением. Конечно, можно агрессивно направить автомобиль в пово­рот, но после этого покрышкам и подвескам придется поработать, а вам - по­дождать, пока автомобиль не придет в норму. Во время скольжения колес автомобиль будет неуправляемым. Поэтому забудьте о грубой силе во время руле­ния, тогда автомобиль будет послушным, ваш пульс - нормальным, а шины прослужат дольше.

Не висите на руле.

При движении автомобиля по прямой на рулевом колесе должен быть вес только ваших рук, мышцы, не принимающие участия в процессе управления автомобилем, должны находиться в максимально расслабленном состоянии. Используйте опору для левой ноги, плотнее прижмитесь к спинке сиденья, при­стегнитесь ремнем безопасности, это позволит вам лучше почувствовать авто­мобиль - стать с ним одним целым.

Не вцепляйтесь в руль без необходимости мертвой хваткой. Конечно, для поворота рулевого колеса в поворот и выхода из него нужно прикладывать уси­лие к рулю, но хватка должна быть мягкой. Приучайтесь мгновенно расслаб­лять руки после того, как собственно руление закончено. Ходите в спортзал, бассейн, работайте над собой. Постоянно напоминайте себе, что нужно рассла­биться, автомобилю станет легче вас понимать, а вы сможете получать больше информации от шин, лучше чувствовать дорогу и тем самым улучшить все со­ставляющие безопасного управления автомобилем. Если же вы вцепитесь в руль, вы никогда не сможете понять, что пытается сказать вам автомобиль, и никогда с ним не подружитесь.

Тонкости руления.

Раллийный способ вращения рулевого колеса - не единственный. Суще­ствует множество способов вращения рулевого колеса, чтобы заставить повер­нуть автомобиль. Они дополняют друг друга, так что вы всегда вправе при под­ходе к очередному повороту выбрать какой-то один и применить только его.

Это как если бы волейболист во время удара сосредоточился только на руках. Конечно, нужно оттачивать каждое движение, но только владение всем телом позволяет совершать идеальные удары и выигрывать международные со­ревнования. Это относится и к автомобилистам: правильное руление поможет вам ездить лучше, но чтобы ездить по-настоящему хорошо, нужно освоить еще несколько тонкостей.

ТОНКОСТЬ 1: РУЛЕНИЕ ГАЗОМ.

Мы подробнее рассмотрим работу газом в разделе «Под газом», здесь же остановимся на самом главном: нажатие на педаль газа влияет не только на скорость автомобиля, но и на угол поворота рулевого колеса. Вы помните, что после того как собственно руление закончено, нужно ослабить хватку на руле? Правильное размещение рук на дуге поворота (руки показывают, куда поверну­ты колеса автомобиля) и грамотная работа педалью (в зависимости от привода автомобиля ведущие колеса либо тянут, либо толкают) помогут вам контроли­ровать автомобиль, в результате вы скорее поймете, что существует прямая связь между поворотом рулевого колеса и педалью газа. Скольжение передних колес в повороте создает легкость на рулевом колесе, что говорит вам о плохом сцеплении с дорогой. В этой ситуации необходимо чуть снизить усилие на пе­дали газа или убрать лишний угол поворота передних колес. Благодаря четко­му пониманию взаимосвязи между углом поворота рулевого колеса и нажатию на педаль газа возрастет ваша скорость, а главное безопасность и уверенность при управлении автомобилем. Автомобиль ввинчивается в поворот, когда вы закрываете газ, пытается распрямить траекторию при добавлении газа и сохраняет заданную геометрию движения на ровном газу. Определимся в терминах. «Открытый газ» означает такое положение педали газа, при котором автомобиль ускоряется. «Ровный газ» означает такое добавление газа, при котором заслонки карбюратора или инжектора остаются неподвижными в каком-то определенном положении. На самом деле реальная скорость автомобиля может падать даже на ровном газу. Существует огромная разница между открытым и ровным газом. Именно бла­годаря этой разнице одни выигрывают соревнования, а другие на себе испыты­вают, что такое ритмический занос.

Давайте подробнее рассмотрим, как газ влияет на поведение автомобиля в повороте.

Закрытый газ перемещает вес автомобиля вперед. Передние пружины подвески сжимаются, изменяя распределение веса автомобиля по осям и коле­сам, и он охотнее поворачивает. Как только вы переходите к ровному газу, вес перемещается назад, пружины чуть-чуть распрямляются. Стоит вам перейти к открытому газу, большая часть веса перемещается назад, пружины передней подвески распрямляются, уменьшая тем самым коэффициент сцепления перед­них колес с дорогой.

Сосредоточьтесь на правильном переходе от закрытого к ровному газу. Если открыть газ слишком рано или слишком резко, перескочив фазу ровного газа сразу к открытому, вы промахнетесь мимо апекса (внутренней вершины поворота) и пройдете поворот шире, чем планировали. Чтобы избежать ошибок, необходимо хорошо знать конструктивные особенности автомобиля, которым управляете. Не добавляйте газ, пока автомобиль не войдет в поворот, а потом действуйте предельно аккуратно, чтобы он точно прописал задуманную траек­торию. Итак, когда же открывать газ? Сразу, как только автомобиль вошел в поворот. Но чем раньше вы начнете это делать, тем плавнее вы должны нажи­мать на педаль газа.

Плавность особенно важна, если вы управляете мощным автомобилем, потому что в этом случае даже небольшое нажатие на педаль газа мгновенно подключает целый табун лошадиных сил. Я усвоил этот урок, когда впервые знакомился с Маздой RX 7. Автомобиль мгновенно откликался на газ, поэтому в повороте мне приходилось держать его закрытым дольше, чем обычно. Стои­ло мне чуть ошибиться с усилием на педали газа, автомобиль мгновенно рас­прямлял траекторию или его задняя часть пыталась обогнать переднюю. Я на­всегда запомнил, что чем мощнее автомобиль, тем более грамотной должна быть работа с педалью газа.

ТОНКОСТЬ 2: РУЛЕНИЕ НОГАМИ.

Главная ошибка при рулении заключается в нежелательных воздействиях на руль, когда вы либо переносите на него вес тела, либо вцепляетесь в руль слишком сильно. Чтобы этого избежать, необходимо уметь подбирать правиль­ную посадку. Следует научиться использовать для опоры левую ногу, благода­ря этому ваши руки расслабляются (у вас есть опора) и вы не давите на руль своим весом. Этот прием поможет многим избавиться от привычки висеть на руле.

Легко доказать, что автомобиль нельзя повернуть ногами. Попробуйте во время движения поднять руки вверх или положить их на колени. Поскольку точки приложения силы к рулю больше не существует, как бы вы ни давили но­гами в пол, автомобиль не повернет. Если же оставить руки на руле и в этот момент осуществить работу на педалях, вы почувствуете, как часть нагрузки от работы ногами передается вашим рукам и на них возрастает давление. Важно прочувствовать эту взаимосвязь и научиться управлять своим телом и эмоция­ми. Сядьте на стул и поднимите правую ногу вверх, одновременно занося ее над левой ногой. Чувствуете, как напряглись мышцы живота и спины, чтобы сохранить равновесие? То же самое происходит и в повороте: торс напрягается, оставляя руки расслабленными и давая им возможность лучше чувствовать ру­левое колесо и грамотнее манипулировать газом, тормозом и сцеплением. Этот прием помогает направить автомобиль в поворот. Вы сами заметите, насколько мягче происходит смена направления, потому что ноги смягчают слишком рез­кие воздействия рук. Левая нога может также влиять на скорость поворота ру­левого колеса. Поставьте левую ногу на опору - и скорость вращения рулевого колеса возрастет, задержите ее не надолго в воздухе без опоры - и скорость начнет падать, возрастет давление на руль. Мы оттачиваем плавное вождение автомобиля всю жизнь, правильное руление помогает нам в этом: оно позволя­ет меньше отвлекаться для работы рук, в результате мы получаем возможность распределять внимание на другие объекты. То же самое можно сказать и о но­гах.

ТОНКОСТЬ 3: РУЛЕНИЕ ВЕСОМ.

Автомобиль весит примерно две тонны, а водитель примерно семьдесят килограммов, в данном примере вес человека составляет небольшую часть сис­темы автомобиль-человек, в данном случае 3,5 %. Движения вашего тела ни­как не влияют на законы физики при движении, ускорении и замедлении авто­мобиля.

Давайте обсудим, как перемещение тела водителя влияет на процесс управления автомобилем.

Все мы катались на велосипеде без рук и даже поворачивали. Или как минимум наклонялись в сторону поворота. Конечно, повороты получались не такими быстрыми и четкими, как с помощью поворота руля руками, но все-таки они получались. И совершались они благодаря перемещению веса тела. Что нужно сделать, чтобы повернуть без рук направо? Наклониться вправо, то есть в сторону поворота. Именно это вы делаете и с руками на руле. Попробуйте стоя наклониться вправо, вы почувствуете, как вес переместился на правую но­гу, наклонитесь влево - и почувствуете, что вес тела переместился на левую но­гу. То же происходит при вождении автомобиля: если осуществлять наклоны туловища из стороны в сторону, это приводит не только к уменьшению контак­та водителя с автомобилем, но и к снижению чувствительности в руках и ногах. Излишний наклон туловища или головы может сыграть злую шутку с любым водителем, так как теряется четкий контроль за креном автомобиля. Для получения более точной информации о поведении автомобиля на ду­ге поворота, при разгоне или торможении, необходимо пристегиваться ремнем безопасности.

Главное – тренировка.

Практикуете правильное руление каждый раз, когда садитесь на автомо­биль? Целенаправленные тренировки помогут вам освоить его гораздо быстрее. Найдите пустую парковку или заброшенную дорогу - и потренируйтесь в руле­нии, разгоне и торможении.

1. Для начала поэкспериментируйте. Сначала медленно, затем быстро и т.д. Скорость может быть любой, но обратите внимание, насколько больше усилий требуется на скорости 60 километров в час по сравнению с 30 километ­рами в час.

2. Попробуйте одновременно поворачивать рулевое колесо и тормозить. Как ощущения?

3. Максимально расслабьте руки, перестаньте висеть на руле, поддержи­вайте правильное положение туловища с помощью опоры на левую ногу. Сле­дите, чтобы вес тела не вмешивался в ваши движения, а работа ногами на педа­лях не сказывалась на работе руками на руле.

4. Используйте разные приемы вращения рулевого колеса и их комбина­ции.

5. При перестроениях постарайтесь понять, как автомобиль реагирует на те или иные ваши управляющие действия. Попробуйте сменить полосу движе­ния медленно, потом быстро.

6. Попробуйте на второй передаче пройти поворот с нажатием на педаль газа и накатом. Обратите внимание, как охотно автомобиль двигается в задан­ный поворот, стоит вам добавить газ, и как неуютно он себя чувствует на дуге поворота при движении накатом.

Сложные повороты.

Самое главное в приемах руления - их грамотное использование в ком­бинациях с педалью газа и тормоза.

Профессиональные гонщики делают все это рефлекторно, и все-таки по­стоянно тренируют все эти движения в совокупности. Самое главное - освоить правильное руление на подсознательном уровне. Оно должно стать привычкой, так же как и правильное использование зрения.

Потом начинайте постепенно добавлять другие приемы. Со временем вы почувствуете, насколько быстрее и безопаснее стали ездить. Вы поймете, поче­му опытные гонщики так любят повороты. Внезапно вы осознаете, что способны прописать задуманную траекторию с точностью до сантиметра. Автомобиль ввинчивается в поворот или напротив увеличивает радиус, повинуясь вашей воле. Связки сложных поворотов перестали быть пугающей проблемой, они стали интереснейшей задачей. Когда из-под едущего впереди автомобиля поя­вится яма, вы объедете ее как по волшебству. А когда вы окажетесь на дороге, где крутые повороты следуют один за другим, вы не сдадитесь и не выскочите на встречную полосу, а станете снова и снова мечтать, чтобы повороты никогда не кончались.

Уроки гоночной трассы.

Силовые тренировки.

Скоростное вождение автомобиля предъявляет особые требования к мышцам торса, ног, рук и шеи, а также к сердечно-сосудистой системе. Поверь­те, стоит вам сбросить вес и укрепить мышцы - и вы станете лучше ездить. По­сещайте спортзал, если есть такая возможность, если нет - не сдавайтесь, от­личных результатов можно достичь и доступными средствами.

Усилитель руля.

Это устройство нужно для облегчения поворота рулевого колеса. Пра­вильно настроенный усилитель руля практически не влияет на поведение авто­мобиля в штатных ситуациях, но при нарастании скорости движения на некото­рых автомобилях приходится прикладывать большее усилие для поворота ру­левого колеса.

Врезка 1. Руление и задний тормоз.

Есть два способа уменьшить радиус траектории в повороте - закрыть газ или задействовать ручной тормоз (с рабочим приводом на заднюю ось). Второй способ чаще применяется на соревнованиях. Дело в том, что если закрыть газ, то переднее наружное колесо загрузится. Но поскольку в повороте оно и так уже идет на пределе сцепных свойств, то под дополнительной нагрузкой может соскользнуть, что приведет к скольжению передней оси. Поэтому гонщики держат ровный газ и чуть-чуть прижимают левой ногой тормоз. Чтобы не оста­лось неясностей: раньше одновременное использование газа и тормоза явля­лось исключительно гоночным приемом и применялось только на соревновани­ях. При обычном вождении, если вы хотите затормозить, сначала закройте газ, а если хотите ускориться, отпустите тормоз. В критической ситуации ручной тормоз может быть единственной палочкой выручалочкой.

Врезка 2. Руление и передний тормоз.

Загрузка передней оси автомобиля педалью тормоза помогает повернуть автомобиль. Этот прием позволяет повернуть рулевое колесо достаточно резко и на большой угол.

Вы сбрасываете газ, вес автомобиля переходит на переднюю ось и он охотнее поедет в поворот. Если же при этом чуть-чуть прижать педаль тормоза, то на опорном колесе возрастет усилие. У вас, наверное, готово возражение, что на дуге поворота нежелательно нажатие на педаль тормоза и что торможение может привести к срыву передней оси. Да, это так, но только если вы нажмете на тормоз слишком резко, слишком сильно или слишком грубо. Нажимайте плавно, отпускайте педаль тормоза медленно. Мы подробнее обсудим этот при­ем в разделе «Тормоза», там же вы получите объяснения, как загрузка в пово­роте спасает жизнь при вождении автомобиля на улицах и помогает выигры­вать соревнования.