Начинающему водителю

Участники дорожного движения

На дорогах встречаются различные категории участников, которые ведут себя по разному и следовательно влияют на прогнозирование ситуации. Их условно можно разделить на две основные группы: автомобильный транспорт и другие участники дорожного движения (мотоциклисты, велосипедисты, пешеходы).

Сначала рассмотрим более подробно автомобильный транспорт.

Всегда необходимо выделять автомобили, водители которых ведут себя на дороге необычно: постоянно перестраиваются, резко тормозят и ускоряются. От них можно ожидать что угодно. Также автомобили отличаются по техническим характеристикам и характеру водителя. Первое можно достаточно точно определить исходя из марки машины (порше кайен разгоняется быстрее классики), второе сложнее и тут важны косвенные признаки: марка автомобиля (автомобили типа рено логан, дэу матиз, ниссан ноут, как правило безобиднее BMW или AUDI), степень тонированности, загрязненность автомобиля, наличие вмятин и так далее. Приведу несколько примеров. Вы двигаетесь по дороге и впереди горит красный сигнал светофора. На правой полосе стоит тонированная «десятка», на левой рено логан. С большей вероятностью можно быть уверенным в том, что десятка тронется первой и лучше ехать именно в правой полосе, чтобы раньше проехать. Второй пример. Впереди едет ДЭУ матиз и горит зеленый. Стоит быть готовым, что данный автомобиль может резко затормозить, когда светофор только еще начнет мигать, хотя безопасно проехать кроме вас успели бы еще несколько машин сзади. И третий. Вы хотите на перекрестке повернуть налево при включении зеленого сигнала светофора раньше автомобилей, которые стоят навстречу и поедут прямо. Если на встречной полосе стоит автомобиль «женский» - данный маневр скорей всего будет безопасен и за вами вполне возможно успеют повернуть еще несколько автомобилей. Однако всегда помните, что все это только ваши догадки и будьте готовы к тому, что вы ошибетесь в оценке.

Данную группу в свою очередь можно разделить на несколько погрупп. У меня получилась следующая классификация.

Легковой автомобиль

Наверное, самая многочисленная группа. Оценивать возможные действия данной категории можно в первую очередь по моделям автомобилей.

Грузовые автомобили

Считаю водителей данной категории профессионалами (особенно это относится к большим фурам и грузовикам). Именно для них дорога является прежде всего работой. Поэтому по возможности не мешайте им делать это.

Небольшой грузовик, газель

Достаточно маневренен, может порой не показать сигнал поворота, едет чаще всего со средней скоростью потока.

Фура

Медленно разгоняется и также медленно тормозит. Оценить это можно по их загруженности и марке машины. Помните, чтобы развернуться или повернуть налево, им приходится это делать не с крайней левой полосы. На трассе данные машины чаще других показывают правый поворот, предлагая вам совершить обгон.

Также большие фуры несут за собой при движении поток воздуха. Помните об этом при выборе безопасной дистанции, особенно при обгоне.

Обращаю внимание на тот факт, что у машин c прицепами порой отказывают задние стоп-сигналы.

Рекомендую обращать внимание на машины с буквой «У», знаком «!» и с номерами других регионов.

Пассажирский транспорт

Общая информация по данной группе следующая. Они едут по определенному маршруту (за некоторым исключением газелей). Даже примерно зная это, можно определять направление их движения (например, перестроение их должно быть для вас предсказуемым даже если поворотник не показан). Их остановки также заранее известны (за полным исключением газелей).

Газель

Наверное, самый опасный представитель данной категории. Едет быстро, резко, опасно. По дороге водитель может одновременно говорить по телефону, пересчитывать деньги и выдавать билеты. Его слоган «пропуститэ, людэй на работу везу».

Автобус, троллейбус

Едут небыстро, медленно разгоняются и заранее тормозят. Однако уезжают с остановок чаще всего резво, показывают поворотник и сразу начинают движение, зная свое преимущество.

Трамвай

На мой взгляд, самая предсказуемая категория транспорта. Это связано c привязкой к рельсам. Именно около трамвая можно ехать максимально близко, не думаю, что он вильнет влево или вправо.

Сельскохозяйственная и дорожная техника

Передвигаются медленно, бывает, даже трудно определить стоит или едет.

Сельскохозяйственная техника (трактор, экскаватор и другие)

Вообще стараются ехать по обочине, однако путь бывает несколько извилист. К тому же, чаще всего спереди или сзади прикреплен сельскохозяйственный прибамбас (борона, грабли), которая сильно выступает за габариты, но издали не видна. Водители тракторов редко ездят по городу и трассам, поэтому чаще всего являются плохо подготовленными водителями.

Дорожная техника

Едут медленно, чаще всего группами.

Спецтранспорт

Встречая на дороге транспорт с включёнными одновременно специальными световыми (синие или сине-красные проблесковые маяки) и звуковыми (сирена или айр-хорн "крякалка") сигналами, всем остальным участникам движения надо чётко понимать, что данный транспорт выполняет «поездку особой срочности», пользуется законным приоритетом и возможно будет двигаться с нарушением ПДД. Другим водителям необходимо заранее быть готовым к этому, оценивая и прогнозируя складывающуюся ситуацию на дороге вокруг с учётом данного фактора.

Скорая, пожарная, ГИБДД

При этом многие водители (особенно начинающие) теряются, впадают в ступор или даже панику, совершая порой действия на дороге, которые не укладываются ни в какую разумную логику. Поэтому если при движении по дороге у вас сзади появляется спецтранспорт с включёнными спецсигналами, прежде всего, следует включить поворотник «в ту сторону», в которую вы готовитесь сманеврировать, чтобы его пропустить. Тем самым вы, во-первых, показываете водителю спецтранспорта, что вы его видите и пропускаете, а во-вторых, даёте ему необходимую информацию для планирования своей траектории дальше.

Иногда можно видеть, как водители игнорируют спецтранспорт, а то и демонстративно препятствуют его движению. Скорей всего их логика такая: «он включил сирену, чтобы на обед домой вовремя успеть...». Но представьте, что это может быть и не так? И не хватит именно этих нескольких минут или даже секунд?

Теперь рассмотрим других участников дорожного движения таких как мотоциклисты, велосипедисты и пешеходы. Общая черта, которая объединяет данную группу – слабая защищенность (в случае даже самого легкого контакта им грозят переломы). Поэтому будьте особенно внимательны к их представителям. Отличительной особенностью данных участников дорожного движения (за исключением конечно пешеходов) является их сезонность (от снега до снега).

Мотоциклист

Подвижная и скоростная группа. Оценивайте их манеру езды в каждом конкретном случае и держите дистанцию на поворотах или неровной дороге. На мотоциклах часто ездят молодые водители (или взрослые, но такие же молодые в душе), поэтому они способны на рискованные действия. Особенно обращайте внимание на мотоциклистов без шлемов.

Велосипедист,скутерист

Чаще всего у велосипедистов плохое знание ПДД, ввиду того, что многие из них подростки или дети. И хотя скорость их передвижения низкая, они могут совершать на дороге резкие, непредсказуемые маневры. Несмотря на относительно низкую скорость, велосипед также имеет тормозной путь. На скорости 25-30 км/ч он составляет около 5-8 метров. Кроме того, очень мало представителей этой категории показывают сигналы поворотников.

Велосипедисты могут сильно отклоняться от своей траектории движения под воздействием: скользкой и/или неровной дороги, сильного ветра, воздушного потока проезжающих рядом автомобилей. Все эти параметры влияют на их равновесие, поэтому при этих случаях необходимо держаться от них подальше.

Когда велосипедисты перевозят различные грузы (доски, мешки с картошкой и т.д.) нужно быть особенно осторожным. Они затрудняют движение и ухудшают равновесие.

Отдельная категория – скутеристы. Их водителям также как и велосипедистам не нужно водительское удостоверение. А вот скорость у них гораздо больше велосипедов.

Пешеход

На дорогах это самая большая группа среди мотоциклистов и велосипедистов. Будьте особенно осторожны, когда проезжаете мимо них. Анализировать нужно:

  • - поведение (увлеченно говорят друг с другом, смотрят с другую сторону, играют, шатаются);
  • - возраст (бабушка, дети, пьяные и так далее).

Учитывайте время года (зимой скользко, люди носят шапки и могут хуже слышать и прочее) и время суток (ночью пьяных больше и т.д.).

Будьте особенно внимательными, когда пешеходы находятся с двух сторон дороги. Если они одновременно начнут переходить дорогу, может возникнуть опасная ситуация. Лучше заранее снизить скорость и быть готовым к остановке (даже при отсутствии пешеходного перехода).

На пешеходных переходах учтите, что люди могут пропускать машины до определенного момента, потом они начинают перебегать. В случая экстремальной ситуации коротко жмите на клаксон. Более длинное может вызвать шок, человек, может впасть в ступор.